ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХВОЙНЫХ В САДУ

Новости
Энциклопедия
Источники
Каменистый садик
Websad

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХВОЙНЫХ В САДУ

ШИРОКИЙ ПРОСТОР ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ

В саду широкий простор для применения хвойных. Но очень важно с самого начала пользоваться правилом: каждому растению свое место. Вы должны выбирать форму, цвет и размеры. Но всегда нужно представлять себе и иметь в виду размеры в разном возрасте и взрослом состоянии, а также соответствие выбранному месту. Требуется ли им защитный экран или живая изгородь для защиты от ветра и притенения других растений? Сажать ли их как акцентирующий экземпляр, подчеркивающий красоту ландшафтной композиции? Или же выставлять в контейнерах временно только на летний период? Решив для себя, какую роль будут играть хвойные в вашем саду, вы можете взять справочник, монографию или каталог солидного питомника, где отмечены наиболее устойчивые виды и культивары для разных агроклиматических зон. 

Однако следует иметь в виду, что даже на маленьком участке могут существовать микроклиматические различия. Ваши хвойные могут оказаться в морозобоиной яме. А на открытом холме они будут подвергаться сильным ветрам, и лесная опушка может им оказаться хорошей защитой. Более комфортные условия для перезимовки хвойных можно обеспечить защитой их и посадкой у стен дома, хорошим дренажем, тщательной подготовкой почвы и ее мульчированием. Хвойные из стран с более прохладным климатом, как большинство елей и пихт, не будут расти успешно в местах с очень жарким и сухим летом. Там их нужно сажать в более тенистых местах и тщательно следить за поливкой. Растения с золотистой или пестрой хвоей обычно более капризны и менее зимостойки, хотя из каждого правила есть исключения. Но их не следует сажать в тени, так как основное их достоинство — оригинальная окраска — исчезнет или обесцветится. С годами, когда растения вырастут, в вашем саду создастся свой особый микроклимат, что позволит начать выращивать и другие, более нежные, растения.

Сравнение климата в разных частях земного шара, откуда происходят ваши растения, может дать хорошие результаты. В теории и практике интродукции и акклиматизации растений этому посвящены многочисленные специальные исследования. Для начинающих любителей хорошим опытом будет посмотреть, что и как выращивают более опытные соседи-садоводы. И не полениться сходить в городской ботанический сад. Там можно сделать много интересных для себя выводов и получить совет опытного садовника.

СТРУКТУРА КОМПОЗИЦИЙ

Большинство ландшафтных архитекторов советуют использовать уже существующие старые посадки и исходить из имеющейся основы в саду — существующей конфигурации участка, стен, зданий и оставшихся старых деревьев. Но какая структура композиций желательна в современных малых садах? Всего лишь несколько яблонь на один такой участок, и больше вы уже почти ничего туда не сможете посадить.

Со временем садоводы сталкиваются с проблемой: что подсадить на место старого выпавшего дерева? Можно вместо одного старого подсадить несколько молодых, ведь они будут маленькими. Но так будет только вначале. Надо себе представлять, что произойдет годы и десятилетия спустя, каким сможет вырасти это дерево и каким оно станет во взрослом состоянии. Всегда надо руководствоваться экологическими принципами, подбирать растение с учетом условий освещенности и почвы в этом месте. Деревья и кустарники разных форм и размеров, плодового или лесного типов кроны, представители верхних лесных ярусов или подлеска, широколиственных лесов или открытых пространств лесостепи помогут сформировать многоярусность. Тогда деревья не будут мешать, а только дополнять друг друга. Низкорослые и стелющиеся деревца и плотные кустарники помогут сформировать опушечный передний или задний фон, чтобы на нем более выигрышно смотрелись отдельные коллекционные экземпляры. Вечнозеленые растения, включая хвойные, играют важную роль в создании композиции в странах умеренного климата с выраженной сезонностью в годичном цикле развития природы. В этом легко убедиться, стоит только заглянуть в сад зимой, когда листопадные деревья и кустарники, еще недавно украшавшие его своими яркими листьями, спят под снегом. Тогда можно оценить, какой колорит и живую зелень придают хвойные зимнему саду.

Акцентирующие пирамидальные или колонновидные хвойные помогут создать дизайн сада. При этом не следует забывать выделять им достаточно места. Многие деревья можно подрезать и придавать им узкокронные или невысокие размеры. Или же удалять нижние ветви, так, чтобы под верхним ярусом раскидистой кроны можно было бы посадить другие растения. Хорошо выбранное место позволит крупному хвойному экземпляру ярче сочетаться с красочными цветущими растениями летом и выделяться как главная архитектурная особенность зимой. На фоне темной изгороди из тиса или ели лучше выделяются светлые тона коллекционных ботанических редкостей. Однако это, в конце концов, дело личного вкуса владельца сада.

Хвойные в большинстве случаев имеют строго определенную форму. Поэтому они идеальны как фокусные растения. Даже в маленьком саду человеческий глаз должен быть направлен на что-то отдельно стоящее. Хорошо создать меняющиеся по сезонам года точки особой привлекательности путем создания растительных композиций вокруг выбранного главного солитерного экземпляра. Весенние луковичные, летние многолетники, красиволиственные или цветущие кустарники увеличат такую привлекательность в течение долгого времени. Что касается самого хвойного дерева, оно будет привлекательным в разные сезоны года, но особенно зимой. Узкоколонновидные формы будут отличными акцентирующими растениями. Существует их большой выбор в зависимости от области выращивания. Можжевельник скальный 'Скайрокет' хорошо подходит для стран с жарким летом и холодной зимой. В наших условиях, на Северо-Западе России, туя западная 'Смарагд' может использоваться как для живых изгородей, так и как одиночный солитер в качестве изящного медленнорастущего узкокронного хвойного. Все такие вертикально расположенные растения будут только выигрывать от контрастной подбивки их снизу низкорослыми, распростертыми или стелющимися хвойными.

Солитеры могут быть разные. Но они должны иметь подходящие размер, форму или окраску, чтобы отличаться от растений вокруг них. Ель колючая с яркой серебристо-голубой хвоей и распростертыми мощными ветвями будет хорошим акцентирующим деревом, но обычно до определенного возраста. Потом она становится слишком крупных размеров, а сама хвоя тускнеет.  Медленно  растущие растения  и те,  что  выносят стрижку, наилучшим образом подходят для маленьких садов. Традиционно хвойные деревья сажаются сами по себе, одиночно на газоне. Но часто такое дерево может выглядеть еще более эффектно на большой клумбе по соседству с другими невысокими растениями вокруг него. Кустарники, многолетники и другие травы могут усилить роль такого солитера. Хвойное дерево может быть особенно замечательным, когда на заднем фоне его расположены листопадные растения, выделяющиеся контрастным цветом. Например, узкопирамидальное голубое хвойное против золотолистных осенью клена колосистого или экзохорды пильчатолистной. Или, соответственно, хвойное с желтой окраской хвои на фоне темной зелени других кустарников.

Во многих случаях обрезка делается не просто так, а по необходимости. В ряде случаев весьма полезно раннее формирование лидирующих ветвей. Однако в ботанических садах, где растениям стремятся создать условия, напоминающие таковые в естественном ареале, придерживаются правила: «Пусть растет, как растет», т. е. не стараясь путем обрезки улучшить внешний вид коллекционного растения или изменить ритм роста его побегов и жизненную форму.

Если вы хотите, чтобы у данного экземпляра крона достигала самой земли или была как можно ниже, оставьте вокруг него достаточно места и удалите другие вечнозеленые растения. Если посадить крупные хвойные близко друг к другу, то эффект может быть как положительным, так и отрицательным. Скелетные ветви деревьев лиственницы и сосны «проткнут» кроны друг друга. Деревья в ряде случаев с годами могут сформировать неправильную, несимметричную крону. Соприкасающиеся части крон туи могут отсохнуть. Одно из деревьев, если будет чуть ослаблено и попадет в тень к другому дереву, с годами начнет отставать в росте. И потом его, скорее всего, придется удалять. В то же время относительно тесные посадки пирамидальных кипарисовиков с разной окраской хвои выглядят очень красиво, особенно издали.

ЖИВЫЕ ИЗГОРОДИ

Из некоторых хвойных получаются великолепные живые изгороди. Это зависит от местного климата и почвенных условий, а также от ваших желаний — высоты, ширины и плотности забора, которым вы желаете отгородиться от соседей, и его окраски. Чем более энергично растет растение, тем более тщательно нужно следить за его подрезкой. В нормальных условиях выбор будет за более высокой изгородью из быстрорастущих пирамидальных форм, устойчивых к местным условиям среды, с учетом конкретной ситуации. Растения должны быть устойчивыми к ветру и к снеголому. Они должны не угнетать друг друга, а образовывать плотную стену и выносить стрижку.

В условиях Северо-Запада России лучше всего подходит туя западная, хотя для нас она является пришельцем из далеких стран. А из небогатого выбора местных хвойных это, конечно, ель европейская. Именно из нее сделана великолепная живая изгородь у входа в лучший арборетум Финляндии — Арборетум Мустила. У ели с годами, когда достигнута желаемая высота и ширина, подрезку сокращают. Если подрезку совсем прекратить, деревья начнут приобретать свой естественный облик, и через несколько лет уже трудно будет вернуть их в прежнее состояние. Если ель не подрезать, то изгородь станет слишком крупных размеров. Высокие изгороди можно наблюдать из окна вагона скорого поезда на пути из Петербурга в Москву — защитные и снегозадерживающие полосы вдоль железной дороги. Изгородь из туи можно не подрезать, и она будет долго плотной и красивой. Но если такая изгородь состоит не из медленно растущих невысоких форм, то она в 30—40 лет может достичь 8—10 м высоты. Для маленьких садов очень подходит изгородь из туи 'Смарагд' — прекрасный культивар с плотной узкопирамидальной кроной из сочной темно-зеленой глянцевой хвои, не нуждающийся или почти не нуждающийся в подрезке. Он очень хорошо зарекомендовал себя в садах Западной Европы. В наших условиях это также достаточно зимостойкий культивар. Хорошую плотную изгородь можно получить из туи западной 'Малониана', однако надо учитывать и экономические затраты: естественно, что такая изгородь будет дороже, чем из обычной туи, выращенной из семян. Цена отпускаемого посадочного материала на питомниках определяется трудозатратами на его выращивание, числом лет пребывания этого растения на питомнике, сложностью агротехники, способом размножения и потребностями рынка. В странах Западной Европы для таких целей широко используются многочисленные культивары кипарисовика Лавсона и купрессоципарис Лейланда, а в местах с еще более мягким средиземноморским климатом популярны настоящие кипарисы. У нас кипарисовик Лавсона может расти в открытом грунте. Но он пригоден для самых теп-лообеспеченных и защищенных мест. Обычно это одиночные экземпляры в ботанических коллекциях, страдающие от морозов.

Тис — универсальное и широко известное растение для живых изгородей. В садах и парках Англии он используется для создания изгородей и живых образцов топиарного искусства в течение столетий. Он может выращиваться и как дерево, и как кустарник. Изгороди очень плотные и разной высоты, долго сохраняющие свою форму даже после прекращения подрезки, поскольку тис очень медленно растет. На западе Европы используется тис ягодный, однако он недостаточно устойчив на севере США и в Канаде, как и на Северо-Западе России. Предпочтение здесь нужно отдавать тису остроконечному как более зимостойкому. Однако наш климат слишком суровый, чтобы использовать здесь тис в виде стриженых изгородей. В целом тис не любит избыточное застойное увлажнение и плохой дренаж. Это будет сразу заметно по его хвое. Но хорошо укоренившись на одном месте, он стоически выносит тень и засуху. В местах с подходящим климатом, с теплыми зимами тис, в отличие от кипарисовика, выносит обрезку на любую высоту, изгороди можно придавать любую ширину и форму. У него есть еще одна замечательная особенность — даже если срезать толстые ветви, они легко дадут новый рост, и растение вновь покроется хвоей. Так что если с годами изгородь становится слишком широкой, ее можно довольно сильно обрезать. И изгородь не пострадает, а снова примет облиственный вид. Тис так популярен еще и потому, что из него можно создавать живые скульптуры и придавать ему разные причудливые формы. Он дает прекрасный темный задний фон для подчеркивания прелести таких ярких цветущих кустарников, как розы. Никогда не надо забывать, что почти все части тиса ядовиты, включая семя (но не красный присемянник-ариллус), они потенциально опасны для людей и животных.

Можно испытать в качестве живой изгороди тсугу канадскую. Она может образовывать изящную неформальную и ни на что не похожую живую изгородь и хорошо поддается стрижке. Но тсуга может быть пригодной только для соответствующих почв и климатических условий. Коллекционные экземпляры тсуги в садах на Северо-Западе России достаточно зимостойки. Но для стрижки они не использовались. Не надо забывать, что при обрезке усточивость растений к перезимовке может сильно снижаться. Кроме того, тсуга медленно растет, особенно в молодом возрасте. С экономической точки зрения такая изгородь может обойтись слишком дорого. Для живых изгородей могут использоваться и другие хвойные. Например, невысокую пограничную полосу или декоративный заборчик можно создать из стелющихся и низкорослых можжевельников. При этом тоже нужно учитывать ряд факторов —светолюбив растений, дренаж почвы, в некоторых случаях газодымостойкость и т. п.

На песках и песчаных почвах хорошие результаты дают посадки сосны обыкновенной. В южных областях России ею облесены пески на сотнях тысяч гектаров. И у нас на Северо-Западе она является одним из самых известных среди всех хвойных деревьев. Из нее вполне могуг быть сделаны рядовые посадки. Но следует помнить, что это крупное дерево первой величины. Хотя, может быть, не все знают, что и сосна выносит стрижку.

Большинство садоводов желают, чтобы все растения в живой изгороди были одинаковыми, однородными по размеру и окраске хвои. Для этого хорошо выбрать какой-то один культивар, клон или образец, размноженный вегетативно черенками. Если это будет семенной материал, то он может быть в какой-то степени разнородным, с экземплярами, уклоняющимися от типичных. Однако растения из семян, особенно местного происхождения,  в  наших условиях  могут  быть  более  устойчивыми.

Прежде чем приступать к работе, окиньте взглядом место, вокруг которого вы хотите посадить изгородь. Изгородь должна быть достаточно узкой, чего можно достичь только своевременной и постоянной обрезкой. В противном случае она будет становиться все шире и шире с каждым годом. А если ее запустить, а потом, чтобы придать надлежащий вид, вдруг сразу сильно обрезать до старой древесины, то не всегда это благоприятно для растений. Тис выдержит такую обрезку, но далеко не все остальные хвойные (или же они на долгое время потеряют декоративность и качества изгороди). Поддерживать изгородь в своих размерах можно на любой высоте. Обычное правило: чем медленнее растет то или иное хвойное, тем на меньшей высоте его нужно содержать. На всю длину посадочной площади земля должна быть тщательно перекопана и подготовлена, а многолетние сорняки удалены. Ширина около одного метра вполне достаточна для большинства типов изгородей. Такая ширина даст возможность и вносить компост, и провести мульчирование корневой системы и вокруг нее. Все изгороди, особенно из быстрорастущих видов и форм, когда они будут подвергаться сильным ветрам, лучше сажать молодыми растениями небольших размеров. Они лучше приживаются и адаптируются, лучше потом происходит смыкание крон, лучше формируется корневая система. И они не будут подвергаться сильному ветровому воздействию. Расстояние между растениями может быть разным в зависимости от назначения изгороди и ваших желаний. Но нужно учитывать биологические особенности растений. Обычно такое расстояние не должно быть меньше 50— 60 см, в редких случаях более одного метра. Если больше, то это будет, возможно, не изгородь, а уже почти аллея. Растения должны быть посажены достаточно тесно, чтобы сомкнуться примерно года через три, но не так тесно, чтобы они страдали впоследствии от недостатка влаги. Немаловажный фактор: если сажать маленькие растения, не нужно огромное количество кольев для подпорки и обвязки посаженных деревьев. 

Хотя посадку можно проводить в разное время года, в нашем климате лучшее время года — это весна (после оттаивания почвы в апреле и до распускания почек) и начало осени (с конца августа до середины сентября; можно и позже, но это более рискованно) . Выращивание хвойных в контейнерной культуре соответственно продлевает сезон посадочных работ. Всегда очень полезно перед такой работой расспросить опытных садоводов, сходить в местный ботанический сад и, конечно, получить исчерпывающую информацию на том питомнике, где вы закупали растения для живой изгороди. Что касается обрезки, то начинать надо с небольшой аккуратной обрезки по бокам кроны, особенно если требуется узкая изгородь. Когда ваш забор подрастет и станет старше, всегда удаляйте от его основания любые другие растения. Даже обычная сорная трава, если ей позволить расти, может способствовать оголению изгороди и потере ее декоративных качеств. Ведь травянистые растения также вступают в конкурентные отношения за влагу. Если вы хотите, чтобы ваша изгородь оставалась сочно-зеленой и с низко опущенной до земли кроной, то помните, что растениям нужны свет, воздух, питательные вещества и влага. Многие деревья берут влагу от соседних растений, которые растут рядом. Так что планируйте свои посадки тщательно, если изгородь будет служить задним фоном для других кустарников или же какие-то другие растения будут культивироваться рядом с изгородью.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХВОЙНЫХ С ДРУГИМИ РАСТЕНИЯМИ

Конечно, хвойные сочетаются со многими другими садовыми растениями — деревьями, кустарниками, вьющимися лианами, многолетниками, декоративными травами и луковичными. Создание и обустройство таких комбинаций — работа для садовода на всю оставшуюся жизнь. Можно высоко оценить коллекции, где только одни хвойные, и нет или почти нет других растений. Но таких коллекций немного. Большинство садоводов предпочитают внедрить и разместить хвойные среди других растений, чтобы они красиво смотрелись и не мешали друг другу.

Хвойные могут служить разным целям. Кроме того, что они обладают ветрозащитными свойствами, из них получаются хорошие живые изгороди и отдельные акцентирующие экземпляры в саду. Они обладают хорошей формой кроны, разнообразной окраской и изменчивой хвоей разных форм и размеров, разнообразной текстурой коры. Всегда помните, что, кроме нескольких листопадных видов, хвойные производят эффект в течение всего года. Так что им нужно выбирать место, где они будут играть каждое свою роль в каждом сезоне года, а особенно зимой. Размеры и скорость роста выбранных растений будут важным фактором в зависимости от того, где и как они могут использоваться. Более крупные и взрослые экземпляры хвойных стоят гораздо больше, чем большинство людей могут себе позволить. Но многие садоводы не хотят ждать десять и больше лет, пока вырастет медленнорастущее хвойное.

Вопрос масштаба и соотношения размеров — часто самая большая проблема ландшафтных дизайнеров, когда они начинают проектировать размещение хвойных среди других древесных. Если ваш сад органичен размерами и бюджетом, вам следует иметь в виду следующие положения, когда вы решаетесь выбрать хвойные при планировании нового участка или на подсадки их в уже сформировавшемся саду. Хвойные в новом саду — это для тех, кто переезжает в новый дом с участком, где еще ничего не посажено. Это как раз лучшее время, когда легче всего разместить хвойные по вашему плану и посадить их вместе с другими молодыми растениями. Очевидно, некоторые деревья, кустарники или многолетники будут расти быстрее других. Но вот хвойные как раз нужно посадить в надлежащих местах и выделить им достаточно места, чтобы предохранить их от слишком близкого соседства с другими разросшимися деревьями в будущем. 

Медленно растущие растения — альпийские и скалистые представители флоры, луковичные, кустарнички или полукустарнички также могут применяться, исходя из здравого смысла и соотношения размеров растений. Каждое хвойное будет давать различный букет особенностей и нюансов в саду и разный эффект, включая зимние очертания растения, которое должно быть видно из дома. Медленно растущие хвойные, скажем, до 1—1,5 м высоты, всегда при случае могут1 быть пересажены, особенно если они были в свое время рас-школены и еще не очень долго растут на этом месте. Другими словами, если у них хорошо сформированная корневая система и много мелких всасывающих корней. Можно это делать каждые 2—3 года и даже позже, когда растение будет сравнительно большим. Хотя для пересадки более крупных деревьев может понадобиться помощь профессионалов. Многие хвойные меняют свой облик с возрастом. В идеальном случае выбрать место вам лучше сразу, при посадке. Однако можно оставить и на потом, чтобы пересадить через какое-то время, когда вы постепенно узнаете ваши растения лучше, но до тех пор, как они станут крупными ландшафтообразующими деревьями. 

Когда вы задумываетесь над хвойными в старом, уже сложившемся саду, то может оказаться, что маленький сад переполнен разными растениями, и некоторые из них имеют сомнительную декоративную ценность. В ботаническом саду ценность экземпляров возрастает с годами, и там гордятся возрастом и размерами своих коллекционных деревьев. Но многие садоводы-любители считают, что их садовый участок не должен включать в себя «пожизненных содержателей». Иногда очистка сада от «корней и ветвей» может быть оправданной. Одно дерево может начать клониться в сторону дома, другое — сильно затенять дневной свет в комнатах. Ландшафтный садовник с достойной репутацией, хотя его услуги могут стоить недешево, может выполнить такие задачи более безболезненно, чем если бы вы делали это сами. Особенно если это хвойные, которые вы сами сажали и они вам дороги как память о прошлом. Расчищенное место предполагает возможность новых посадок. Если оно будут тенистым, то это будет хороший выбор для тсуги канадской и, конечно, для тиса. А если это большая светлая поляна, то каждую весну и осень можно любоваться распускающейся и желтеющей хвоей лиственниц. Карликовые хвойные редко выглядят удачно при посадке рядом с более высокими их собратьями.

Можно начать с чистого поля. Потом сформируется дорож-но-тропиночная сеть. У вас появятся первые хвойные, и вы будете за ними наблюдать. Пройдут годы и десятилетия. Но и потом приятной работы не убавится. Взрослые хвойные станут частью структуры сада, они будут сочетаться со взрослыми растениями вокруг них и станут «жемчужинами» в вашем зимнем саду. Травянистые растения, какие бы красивые они ни были, займут подчиненное место. 

Лиственные деревья и кустарники, как и хвойные, могут быть разных размеров и объединяться в разные группы роста: от деревьев первой величины до кустарников четвертой величины и кустарничков. Если вам хочется сочетать их с хвойными, нужно сделать какой-то предварительный выбор в зависимости от ваших целей и желаний и в соответствии с биологическими особенностями растений. Все посадки хвойных вместе с лиственными должны выглядеть естественно, даже спустя годы. Хвойные дают прекрасный задний или передний фон для многих декоративно-лиственных кустарников с ярко-окрашенными листьями. Хотя иногда приходится видеть примеры неудачных посадок и исправлять их последствия. Здесь также важны размеры во взрослом состоянии, скорость роста, ожидаемая зимостойкость.

Нужно выдерживать определенные размеры между деревьями при посадке. В парках их сажают, например, обычно не ближе чем 4—5 м друг от друга, если это будут деревья первой-второй величины. Есть примеры удачных посадок лиственниц на более близком расстоянии (1—2 м). Украшением фасада главного здания Лесотехнической академии и всего парка служат две группы тесно посаженных Э. Л. Вольфом деревьев лиственницы европейской, расположенных слева и справа от входа. Сохранились еще более старые тесно посаженные лиственницы в регулярной части парка ботанического сада БИН. Аллеи были здесь заложены в 1820-х гг., после того как бывший Аптекарский огород был преобразован в Императорский Санкт-Петербургский ботанический сад. В пейзажной части Сада можно ознакомиться с так называемой «букетной» посадкой туи западной, когда несколько деревьев (обычно три) много десятилетий назад были посажены вместе в одну лунку.

Каким бы большим ни был выбор хвойных, выбор среди покрытосеменных лиственных растений еще больше. Цветковые растения на Земле возникли позже и расселились по всему свету, поражая своим разнообразием. В природе они представлены гораздо большим числом видов, чем голосеменные растения. Хотя не все они еще введены в культуру, но на питомниках их становится все больше, чтобы удовлетворить многие наши желания. Можно выбрать любые тона осенних окрасок. Многие лиственные деревья и кустарники имеют яркие и душистые цветки, чем оригинально дополняют хвойные. Особенно красочно смотрятся на опушке сосновой рощи цветущие рододендроны. Это для них лучшее место по их биологическим потребностям. Во время цветения они дают буйство красок, которое, к сожалению, длится не слишком долго. Но есть еще один сезон, когда рододендроны особенно привлекательны. Это золотая осень. Тогда их яркая окраска листьев (от красно-малиновых до темно-желтых и фиолетовых) соперничает с цветками, а иногда с осенней окраской листьев сочетается повторное осеннее цветение.

В горной тайге Курильских островов красочно смотрятся мощные стволы пихты сахалинской, по которым взбирается на большую высоту лиана гортензия черешковая. Не каждый знает, что и в климатических условиях северо-западной России эта красивоцветущая вьющаяся гортензия может прикрепляться своими корешками-присосками к коре разных хвойных и лиственных деревьев и взбираться на их стволы, достигая таких же размеров, как у себя на родине. Мощные лианы, однако, следует использовать с осторожностью. Они иногда могут задушить хвойное дерево или же испортить его декоративные качества. Посадки молодых лиан актинидии или китайского лимонника в корнях взрослой лиственницы могут не удаться: им будет здесь слишком сухо. Использовать хвойные в качестве опоры для лиан нужно крайне осторожно, чтобы хвойные не потеряли свою многолетнюю хвою.

Карликовые и стелющиеся хвойные могут хорошо сочетаться с карликовыми лиственными кустарниками и почвопокровными многолетниками в скалистых садах. Хвойные разной окраски дают прекрасный контрастный фон для поздноцвету-щих кустарников, таких как гамамелис виргинский. Его нежные, обильные и издали заметные желтые цветки, пока их не убили морозы, прекрасно смотрятся на фоне темной хвои пихты сахалинской. Если сделать правильный выбор между хвойными и лиственными древесными растениями, ваш сад превратится в сад непрерывного цветения. Кустарники станут фокусирующими растениями во время цветения и пожелтения листьев. Зимой на смену им придут хвойные. Но и некоторые лиственные зимой, в безлистном состоянии, очень красивы своей корой, формой кроны, набухающими почками или окраской молодых побегов. 

Вересковые растения, такие как рододендроны, эрика и вереск, требуют особой почвы и не выносят ее сухости. Но там, где это возможно, они хорошо сочетаются с хвойными. Их культура удается в более прохладных и влажных местах. Вереск, который цветет летом, любит кислые почвы. Хотя он растет и в легкой тени, наилучшего развития и цветения все же достигает на открытых солнечных полянках и опушках. Это можно увидеть в сыром сосновом лесу Юнтоловского заказника на окраине Санкт-Петербурга и во многих других местах. Эрика не растет в диком виде в лесах Ленинградской области. Она, как и вереск, любит кислые почвы. Но есть эрики, которые удачно выращиваются и на нейтральных почвах. Цветки вереска и эрики — не единственное их достоинство. Сейчас выведено много сортов с ярко окрашенной листвой и яркими весенними побегами. Это расширяет возможности садовника создавать удивительные композиции и искусственные фитоценозы из вересковых и хвойных, с участием также и других растений. 

Большинство вересковых — медленно растущие и низкорослые. Вертикальные или горизонтально распростертые хвойные будут их красиво дополнять, создавая контрастные и красочные ассоциации. Вересковые в основном мало изменяются в своих размерах с возрастом. Но они сильно меняют свой декоративный аспект по сезонам года. С ними хорошо сочетаются вертикальные формы можжевельника обыкновенного, одного из трех видов хвойных нашей местной флоры. Вересковые занимают мало места, и на очень небольшой площади можно создать красочные композиции из многих видов и форм. Главное — не потеряться в этом разнообразии, вести план посадок и не путать этикетки, чтобы не потерять названия и не обезличить растения. Не следует сажать вересковые слишком близко к хвойным, чтобы не оголить крону последних. Можно делать самые разные комбинации цветовых гамм, но это дело личного вкуса. Очень красиво смотрятся вересковые в начале зимы, покрытые инеем, когда еще не ушли под снег. Если вы энтузиаст этих двух групп растений, не ограничивайте себя только хвойными и вересковыми. Добавьте луковичные, многолетники, пестролистные кустарники. И у вас будет сад, которым можно любоваться круглый год. Но поддержание верескового сада требует затрат, времени, знаний, желания и хорошей квалификации садовода.

Что касается сочетания хвойных с луковичными и многолетними травянистыми растениями, то здесь одним из важнейших является принцип соответствия масштаба. Карликовые хвойные будут выглядеть смешными или их вовсе не будет видно из-за высокой сахалинской гречихи или ириса Маака. Карликовые хвойные и карликовые кустарнички могут быть более оценены по достоинству рядом с «ботаническими жемчужинами», интересными травянистыми растениями соответствующих размеров. Коллекция миниатюрных хвойных, представляющая интерес и сохраняющая декоративные качества в течение всего года, может преобразоваться и стать еще более интересной, если туда по тщательному выбору добавить луковичные, многолетники и другие группы растений. Самые яркие цвета и драматические изменения сезонного аспекта достигаются внедрением ряда очень декоративных видов, завоевавших доверие и авторитет своими цветками и яркой листвой. Весной это — сибирская пролеска, многочисленные виды и сорта тюльпанов и нарциссов. Эти невысокие луковичные идеально подходят к карликовым хвойным на альпийских горках, давая всплеск ярких красок в контрасте с голубыми, зелеными и желтыми тонами хвойных. Некоторые луковичные дают красочную пятнистую картину, будучи разбросаны по всему газону и вокруг коллекционных хвойных. Но когда хвойные подрастут, то, возможно, часть луковичных придется выкопать и пересадить, иначе они попадут в тень под крону и могут погибнуть. Бельва-лия сарматская не подлежит скашиванию, иначе луковица ослабевает и растение может погибнуть. Ее можно выращивать на открытом сухом месте. Поскольку надземная часть весенних эфемероидов быстро отмирает, едва ли они испортят хвою хвойных (что, однако, могут сделать многолетние сорняки).

Альпийские и карликовые многолетники могут использоваться как краевые растения в грядках или среди карликовых хвойных. Но вам следует избегать быстро распространяющихся видов, которые могут стать сорными. За ними нужно следить и своевременно удалять. Выбор огромен: это и многочисленные тимьяны, и седумы, и камнеломки. Очень оригинален подорожник камчатский (Plantago kamtschatica), совсем не похожий на европейские виды этого рода. Многолетники добавляют «пряность» и яркую цветовую гамму, что хвойные не всегда могут дать сами по себе. Вначале можно посадить разные их виды, а со временем выбрать те, которые дают наиболее длительный декоративный эффект при совместном произрастании. Из многолетников надо выбирать те, которые выдерживают климат и почвы вашего региона, и стараться избегать посадок возле хвойных слишком высоких, густых и раскидистых трав, потому что они будут способствовать отмиранию нижних ветвей. Когда же дерево подрастет, под его кроной или рядом можно будет посадить теневыносливые или почвопокровные многолетники. Тис добавляет чарующий контраст в сад из бе-лоцветущих растений, которые еще лучше смотрятся на его фоне. При создании разноцветных садов также не обойтись без хвойных, без них палитра красок была бы намного беднее. Можно создать сад и из одних хвойных. Почему бы и нет? Ведь есть же садоводы-фанатики, приверженцы только ирисов или лилий.

ХВОЙНЫЕ НА АЛЬПИЙСКИХ ГОРКАХ И В МАЛЕНЬКИХ САДИКАХ

Понятие «маленький сад» относительно как для сельского, так и для городского жителя. Площадь в одну сотку кому-то может показаться очень маленькой. Другой же даже у себя на балконе, на площади в сто раз меньшей создаст роскошную цветовую композицию.

Тем не менее следует сказать, что коллекционирование карликовых хвойных может создать некоторые проблемы. Для них со временем нужно больше места. Некоторые растения придется ограничивать, пересаживать или удалять. Вначале маленькая грядка может вместить достаточно интересную коллекцию карликовых хвойных на несколько лет, а миниатюрных — еще больше. Но если за это время не будет отпада, потом их придется пересаживать и прореживать. Рост некоторых хвойных нужно будет контролировать с самого начала путем обрезки.

Для многих людей в Японии и некоторых европейских странах пространство на улице возле входной двери в дом и есть единственное место для создания такого садика. Тем не менее некоторые жители проявляют чудеса, так украсив вход в свое жилище, что глаз не оторвать. В таких случаях, в зависимости от климата, можно применять выращивание хвойных в контейнерах, а не только в грунте. Солитерным экземпляром здесь может быть пирамидальное деревце можжевельника обыкновенного 'Суэцика' или 'Хиберника Ауреа', а миниатюрную изгородь можно создать из туи 'Смарагд' или тиса ягодного 'Компакта'. Многие миниатюрные и карликовые хвойные, от-селектированные за свою форму кроны, размеры и устойчивую окраску хвои, можно поддерживать в определенных рамках границ такого садика. Они идеально подходят для альпийских и каменистых садов, для посадок на искусственных каменистых осыпях.

Если вы энтузиаст растений, то вы и на небольшой площади разместите очень много интересных видов. Здесь действительно понадобятся именно миниатюрные хвойные. Попробуйте создать имитацию природных условий добавлением разных камней и созданием искусственных скал. Разместите карликовые хвойные со вкусом среди альпийских растений, луковичных и стелющихся многолетников. Посадки на каменистой крошке, у вертикальной поверхности большого камня или у старого причудливого пня создадут должный эффект. Если сделать удобную дорожку, забота за таким садом по силам садоводам с ограниченными возможностями, в кресле инвалидной коляски. Наградой для вас будет созданный миниатюрный ландшафт, которым можно будет любоваться в течение долгих часов.

ХВОЙНЫЕ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА

Хвойные обычно имеют репутацию не очень возбуждающих растений, утомительных и однообразных. Считается, что они выглядят как в детской загадке — «зимой и летом одним цветом», т. е. однообразно. Пожалуй, многие знают, что хвойные тускнеют зимой и, может быть, выглядят уныло. Но за последние сорок лет произошла настоящая революция в селекции хвойных. Сейчас даже слишком много разных форм, из которых можно выбирать. И их разнообразие по размерам, форме кроны, жизненным формам, текстуре и цвету просто не поддается перечислению. Даже без учета изменения цвета по сезонам года хвойные производят достаточно оттенков разнообразных окрасок, чтобы представлять интерес в течение всего года, особенно если вы включите сюда листопадные лиственницы и метасеквойю. Сад тщательно выбранных хвойных никогда не будет тусклым. Добавьте сезонные изменения, которые многие хвойные производят, а также возможность комбинировать хвойные с другими растениями, — и вы создадите нечто удивительное: круглогодично действующую выставку-экспозицию с меняющимися во времени фитоценозами.

В конце зимы, когда дни становятся мягче, многие хвойные, которые были под стрессом зимних ветров и низких температур, теряют свой зимний цвет и становятся более сочно зелеными еще до того, как у них появится новый рост. Есть специальные культивары туи и других хвойных, которые на зиму становятся бронзово-красными или красновато-коричневыми. Почки на ели, сосне и лиственнице начинают набухать, удлиняться и увеличиваться в размерах. Они деляются ярче, светлее и заметнее. У многих видов становятся заметнее женские и мужские «колоски» и «шишечки».

В середине и конце весны большая энергия наших любимцев расходуется на новый рост. Колпачки почечных чешуек, зимой покрывавших почки, теперь висят на концах новых побегов и разлетаются в стороны, устилая землю под кроной дерева. Появляются новые иголочки, вначале маленькие и мягкие. Молодой светлый прирост ярко выделяется на фоне прошлогодней хвои, украшая растение. Это волнующий период года, с микростробилами, молодыми шишками и побегами различных форм и расцветок. Благодаря новому росту все растение становится пятнистым или двухцветным. Контрастный молодой рост особенно ярко выделяется у пихт, елей, тиса, в то время как ветви лиственницы вскоре облиствятся молодыми нежно-зелеными иголочками, похожими на щетки-ершики. У сосны молодые побеги выглядят как канделябры, хвоя у нее еще спрятана внутри и раскроется позже. У всех этих растений, в отличие от тропических, всего один прирост в году. И они торопятся. Им бы надо начинать расти пораньше, чтобы не торопясь закончить вегетацию. Но слишком рано — тоже плохо. Мы знаем, что у нас даже местная ель европейская может повреждаться весной от поздних заморозков. А что же говорить об эк-зотах? Некоторые хвойные заканчивают рост побегов уже к началу лета. А побеги туи, кипарисовика и можжевельников могут расти большую часть вегетационного сезона. Сроки окончания роста побегов — очень важный фактор, влияющий на перезимовку растений. В это же время идет всплеск развития и буйного цветения других растений в саду, и перемены происходят каждый день.

Время, когда весна переходит в начало лета, — это период роста у хвойных и большинства других растений. Это напряженное и деловое время как для растений, так и для садовников. Поздние весенние заморозки и прямое летнее солнце могут причинить вред некоторым хвойным. Это самое время посмотреть за хермесом и паутинным клещиком. Ель колючая и пихта кавказская — одни из поздних видов, у которых раскрываются почки. Появляется хвоя у сосны. А пыление сосны обыкновенной — как раз дендроиндикатор наступления фенологического предлетья. Именно в этот период года наиболее красивы и ярки золотистые кипарисовики и белокончиковая туя западная. В сухую погоду растениям нужна поливка, а иногда защита от прямых солнечных лучей. Постепенно рост затухает, а хвойные иголки делаются все более жесткими, как настоящие иглы. Июнь — очень хороший месяц для любования хвойными. Но хвойные — это только часть общей картины. Шишки особенно привлекательны на ранней стадии. Позже, когда они созреют, они побуреют. У многих хвойных они видны только на вершине дерева, но не у всех. 

Корейская пихта начинает давать шишки в молодом возрасте. Семеношение у нее обильное, и шишки бывают и в нижней части кроны, да еще какие! Они пурпурно-голубые в течение нескольких недель и приподнимаются, как свечи, над хвоей ветвей. Очень крупные красивые шишки у сосны балканской. В отличие от пихты, они свисают вниз. Шишки елей, свисающие с ветвей в середине лета, часто пурпурные, как у ели красной, или зеленые, как у других елей. Хотя хвойные наиболее ярко выглядят в начале лета, им трудно конкурировать с многокрасочными цветами однолетников и многолетников. Однако служат им хорошим фоном и дополняют их.

Что делается на спаде лета и в начале осени? Процесс сезонного развития и затухания природы происходит постепенно. И все относительно, в зависимости от местности, где вы живете. Наиболее важное сезонное осеннее явление — это постепенное отмирание осенних листьев деревьев и кустарников. Вначале появляются первые пожелтевшие листья, потом их становится все больше. Начинается листопад. 

Шуршащие листья покрывают газоны и дорожки, застревают в кронах пихт и елей. Бронзовые, желтые, красные, малиновые, пурпурно-малиновые листья образуют бриллиантовый контраст с голубовато-зелеными хвойными. Хотя сезон осенних ярких красок быст-ропроходящий (иногда только несколько дней), стоит прилагать усилия для этого и ждать этого весь год. Некоторые барбарисы и дёрен имеют достаточно небольшие размеры, или же их можно поддерживать в таких размерах подрезкой. Они дают роскошные осенние краски, что чудесно сочетается с хвойными и пригодно для небольших садов. Очень красивы рядом с хвойными клены ложнозибольдов и маньчжурский.

Осень — это время больших перемен для листопадных хвойных. Все из них проходят через чудесное превращение их хвои перед тем, как опасть. Для многих садоводов хороший выбор — лиственницы, тем более что среди них уже появились карликовые формы, пригодные не только для больших парков, но и для садовых участков. Изменение их хвои с зеленой на золотую проходит очень постепенно. Лиственница европейская долго остается зеленой, хвоя ее опадает последней. Гинкго двулопаст-ный, хотя и не хвойное дерево, но тоже голосеменное. В некоторые годы его вееровидные листья убиваются морозом. Но в случае теплой продолжительной осени можно полюбоваться его золотистыми листьями на фоне голубоватых елей. Голубой и желтый цвета хорошо сочетаются между собой.

Когда осень сменяется зимой, для многих садовых растений главный сезон цвета и привлекательности проходит. Но не для хвойных. В то время как оттенки красок могут быть более впечатляющие осенью, некоторые хвойные постепенно меняют свой цвет, когда дни становятся короче и ночи холоднее. Некоторые становятся тускнее и темнее. Мало-помалу ярко-зеленая кружевная летняя хвоя микробиоты становится коричневатой, а на открытых местах в морозную погоду — даже пурпурно-бронзовой. Есть примеры и других хвойных, у которых их зимний цвет еще более оригинален и ярок, чем их летние зеленые одежды. Но надо заметить, что многие золотистые хвойные к зиме становятся менее заметными и яркими. Это касается, например, некоторых форм туи западной.

Зимой многие сады стоят голые. Хотя листопадные древесные могут быть привлекательны сами по себе и в безлистном состоянии и их часто украшают окрашенные побеги и кора или причудливая форма кроны, в такое время года сады выглядят беднее без вечнозеленых хвойных, которые обеспечивают структуру композиций в саду и цветовую гамму. Форма и текстура важны в зимнем саду, независимо от его назначения. Низкое зимнее солнце освещает кроны хвойных, которые выглядят еще более впечатляюще в рассеянном свете или тумане, когда окраска менее видима. Погода может создавать разные комбинации света и тени, даже с самыми темными и мрачными хвойными. При помощи мороза, инея и снега они преображаются, и старые знакомые композиции смотрятся совсем по-другому. Иней изменяет хвойные до неузнаваемости.

Выпавший снег может представлять опасность для многих прямостоячих хвойных. Это касается туй, можжевельников, кипарисовиков, плосковеточника, тисов. В районах с обильным снегопадом ветви нужно подвязывать, чтобы предотвратить их поломку. Сосны, ели и пихты более устойчивы. Они лучше удерживают тяжелые шапки снега. Под пластами пушистого свежевыпавшего снега деревья выглядят очень живописно. Чисто белый снег на ветвях, сосульки на кончиках побегов, иней на иголках — этим могут любоваться жители северных стран. Низкое зимнее солнце может ежеминутно менять эту сцену. А на рыхлый снег падают длинные тени от деревьев. Это волшебное очарование может быть не менее эффектным, чем летняя сцена в вашем саду. В предвесенье, когда дневная температура станет положительной, вокруг деревьев появятся первые проталины. А вскоре у них набухают почки и начинается новый годичный цикл развития.

ЯПОНСКИЕ САДЫ И БОНСАИ

Через свою уникальность и отличную от европейской культуру садов японцы дали остальному миру по крайней мере две широко копируемые и популярные формы садов, в которых хвойные являются очень важным элементом. Это японский сад и его уменьшенная артистическая разновидность, бонсаи («растение на подносе»). Первая — это отчетливый садовый дизайн. А вторая — создание того, что отражает красоту природы в миниатюре при выращивании растения в горшечной культуре. Это искусство выращивания карликовых деревьев (Лебедева, 2003). Многое в философии японского сада основывается на создании чего-то, что не просто дублирует природу, но является частью ее, вписываясь и смешиваясь, насколько возможно, с окружающим ландшафтом. Растения здесь искусственно придумываются и ухищряются так, чтобы они выглядели гораздо старше, чем они на самом деле. Эти сады становятся местом спокойствия, умиротворения и любования природой, местом и объектом поклонения природе. В них предполагается тщательное продуманное размещение не только растений, но и камней, скал, гравия и воды. Японские сады редко цветистые и яркие. Но они славятся своей окраской весной и осенью и более успокоительны для глаз на пике летней жары. Цвет приходит от молодой появляющейся листвы и ярких весенних цветов, таких как многочисленные рододендроны. В то же время яркие осенние окраски японских сакур и кленов богато и тщательно перемешаны с зеленью хвойных. Хвойные — это, естественно, виды дикорастущей флоры Японии, которая очень богата вообще, и в частности хвойными. Это прежде всего сосны Тунберга, мелкоцветковая и густоцветковая, а также их многочисленные культивары, которые считаются хорошим выбором в качестве ландшафтообразующих деревьев для такого сада. Обрезка и формирование кроны проводятся у еще молодых растений, чтобы они выглядели гораздо старше своего возраста. Такую работу нужно проводить расчетливо, постепенно и аккуратно, чтобы не испортить растение. Процесс требует времени. Применяются тренировочные трости и палки, обвязка проволокой ветвей и корней, оттягивание и фиксирование ветвей в определенных направлениях. Нежелательные побеги удаляются, нижние ветви тоже, чтобы у сосны сформировалась глубоко бороздчатая кора. Фактически процесс такого специфического ухода за деревом продолжается почти всю его жизнь, и еще годы спустя после высадки в сад. Деревья в старых японских садах, если они хорошо посажены, адаптируются и меняются с возрастом, как и в любом другом саду. Такой сад может существовать столетия. Есть сады, которые стараются сохранить в неизменном состоянии. Есть сухие ландшафтные сады, где рассыпанный ручейком гравий и куски скалистых камней используются для имитации озер и островов.

Мы не можем все поехать в Японию, чтобы увидеть знаменитые японские сады. Но некоторые великолепные примеры созданы профессиональными японскими садовниками и дизайнерами во многих частях света, в том числе в лучших ботанических садах мира, включая Королевский ботанический сад Кью в Англии, Гамбургский ботанический сад и Главный ботанический сад России в Москве. Теперь и простой российский садовод, не выезжая в Японию, может у себя в саду создать уголок японского сада, сообразуясь со своим вкусом и возможностями.

Японские сады предполагают любование природой. Но все это создано не природой, а человеком. И тут много работы — растения нужно формировать, чтобы они выглядели естественно, а затем поддерживать в должном состоянии, пока они растут. Не каждый хочет создать абсолютную копию японского сада, а также затратить такую большую работу на достижение этой цели. Необязательно использовать только японские растения. Не всегда можно достать сосну Тунберга, у нас она растет не так хорошо, как местная сосна обыкновенная. Наша сосна с возрастом тоже может сформировать извилистую причудливую неправильную крону и образовать привлекательную бороздчатую кору.

Как для японского сада, так и для бонсаи ключевым является правильная обрезка. При такой культуре подрезаются как верхушка, так и корни. Растения формируются и мимикрируются так, чтобы они выглядели как очень старые. При этом подвергаются воздействию корни и кора, прореживаются и подрезаются ветви до того, как начнется прирост. Корневая подрезка на хорошо развитых экземплярах делается примерно каждые три года. И это позволяет некоторым образцам, таким как деревца сосны мелкоцветковой, прожить, как совершенная копия природы, две или три сотни лет.

Идея выращивать деревья в контейнерах, как полагают, возникла в Индии. Оттуда она была перенята китайцами. Японцы многому научились от китайской культуры, приспособили и развили эту практику как форму искусства, хотя термин «бонсаи» не использовался до начала XVIII в. Сосны (в особенности сосны Тунберга и мелкоцветковая) были первыми выбраны для этой цели. Некоторые из наиболее известных и знаменитых бонсайных растений были первоначально собраны со скалистых, продуваемых ветров склонов, утесов и скал, где их корневая система сформировались естественным путем, а крона — благодаря сильным господствующим ветрам. Они были вырезаны и помещены в контейнеры, где продолжалось формирование их кроны и уход за ними.

Сейчас большинство карликовых деревьев берут свое начало на питомниках, где их выращивает садовник из семян, черенков или путем прививки. Выращивание бонсаи самого высшего качества — очень специализированное ремесло. Образцы бонсайных растений, выращенные дипломированными известными японскими мастерами, стоят больших денег, так же, как и растения, берущие начало из природы Японии. Но искусство бонсаи очень популярно среди любителей и профессионалов во многих странах. Миниатюрные, карликовые и медленно растущие хвойные отлично подходят для этого. Вы можете купить пособие и попробовать начать создавать бонсаи сами. А если вы хотите купить уже готовый — идите к специалистам в респектабельный садовый центр. Многие растения, которые вам могут предложить случайные лица как бонсаи, — поддельные. Это зачастую просто довольно грубо обрезанные растения, засунутые в горшок или поддон.

Удивительно, что может быть выращено в таком маленьком, мелком подносе и с очень малым количеством почвы. Обычно за основу берется плодородная земля. Дается подкормка из медленно растворимого удобрения. Поливка — очень существенная часть ухода, обычно с весны до осени она проводится ежедневно. Но избегайте перелива, особенно у сосен. Быстро растущие растения, такие как лиственницы, могут нуждаться в корневой подрезке каждый год, медленно растущие —реже, через год-два. Пересадка из одного контейнера в другой может быть необходима по мере роста.

В странах Западной Европы бонсайные хвойные, если они не субропические, выращивают как уличные растения открытого грунта. В идеальном виде их располагают на уровне глаз на полках или столиках-платформах. Большинство их нуждается в защите зимой от холодных ветров и низких температур, а летом — от продолжительной экспозиции на полном солнце.

У ступенек парадного входа в здание Гербария Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН можно увидеть каменную вазу, в которой растет дерево лиственницы. Институт имел честь принять у себя делегатов XII Международного ботанического конгресса, проходившего в Ленинграде в 1975 г. Как раз в то время и было посажено маленькое деревце, самосев из парка лиственницы европейской. Оно живо до сих пор, несмотря на то, что неглубокая чаша каждую зиму полностью промерзает, а корням почти некуда расти. Пожалуй, никакое другое хвойное дерево, кроме лиственницы, не могло бы выжить в таких условиях. 32 года спустя оно превратилось в небольшое, чуть выше человеческого роста, искривленное деревце с причудливой кроной и красивой корой. Зимой и летом оно с шишками, весной его украшает мягкая светло-зеленая распускающаяся хвоя, которая осенью становится золотистой. В другую чашу с правой стороны недавно было посажено еще одно молодое дерево лиственницы.     
           
Бонсаи иногда считается довольно жестоким способом выращивания растений. Но фактически при этом обрезка и формовка в принципе не отличаются от того, как проводится обрезка и уход за другими, обычными кустарниками и хвойными. Это форма искусства для тех, кто будет озеленять свой маленький садик, внутренний дворик или балкон. Этому искусству можно посвятить все свое свободное время, и увлечение может стать навязчивой идеей на всю жизнь.

ХВОЙНЫЕ В КОНТЕЙНЕРАХ

Почти все хвойные хорошо растут и в контейнерах. В конце концов, именно так они выращиваются на питомниках, откуда при продаже распространяются по всей округе. Более карликовые формы в особенности хорошо выносят ограничение корневой системы, и зачастую на многие годы. Выбор форм и окрасок — округлых или прямостоячих, плакучих, неправильных или полураспростертых — огромный. Это дает садоводу широкие возможности, отбирая хвойные по размерам и скорости роста, пригодные для любой сферы применения, от парка до балкона. Хвойные всех размеров можно подрезать и создавать из них формальные пирамиды, образцы топиарно-го искусства или бонсай. В городах Западной Европы часто можно увидеть хвойные в контейнерах, образующие прямо на тротуаре живую изгородь у входа в кафе или ресторан.

Если вы приобрели хвойное в керамическом горшке, то надо учесть, что зимой керамика будет неустойчива к морозу и может потрескаться. Если вы не успели посадить растение на гряду, то контейнер нужно вкопать в землю. Растение в горшке обычно более чувствительно к морозу, чем высаженное на гряде. А корни менее морозостойки, чем надземная часть. Если оставить стоять горшок на улице, то он промерзнет целиком. В таких условиях в нашем климате могут расти только лиственницы. Другие хвойные в контейнерах на зиму следует убирать и укрывать. Растения в контейнерах нуждаются в хорошем дренаже, особенно если посуда пластиковая, а также в регулярной поливке, чтобы при этом промачивался весь земляной ком. Следует учесть, что вечнозеленые хвойные испаряют воду не только летом, но и в другое время года. Мульчирование поверхности каменной крошкой, гравием или древесной корой поможет снизить потерю влаги и уменьшить полив.

В нашем климате почти все такие растения выращивают как комнатные или оранжерейные, для зимних садов или прохладных светлых оранжерей. Зато на лето их можно выносить на улицу. Их можно ставить на поддоне или просто какой-то ровной поверхности. Более высокие хвойные, если их центр тяжести не уравновешивается тяжелым контейнером, могут опрокинуться от ветра или случайного прикосновения, особенно если компосту позволить пересохнуть и горшок станет легче. Камни, положенные на дно контейнера, будут служить дренажом и также дадут дополнительный вес для устойчивости растения. Такими хвойными можно украшать лоджии и балконы, выставлять на лето в балконные ящики. Если у вас есть зимняя оранжерея или теплица, где зимой температура держится выше нуля, вы можете наслаждаться экспериментами с менее устойчивыми или субтропическими хвойными.

Хвойные могут оставаться в одном контейнере несколько лет. Их пересаживают по мере роста и увеличения размеров, в зависимости от корневой системы. Если растение долго не пересаживается, можно давать ежегодное питание медленно расходуемым удобрением, рано весной или летом. Следует избегать избыточного питания, как и заливки. Вы ведь не хотите, чтобы растения росли слишком быстро. А от перелива воды растение может просто погибнуть. Впрочем, большинство хвойных нуждаются в простом и разумном уходе. Иногда нужна небольшая подрезка и обработка инсектицидом.

Когда вы выбираете хвойные в контейнерах, выбирать их нужно не только по размеру. Надо учитывать место, где оно будет стоять — в полутени или на открытом солнце. Всегда надо выбирать прежде всего морозоустойчивые в вашей климатической зоне и стойкие к засухе растения. Некоторые тисы и сосны, особенно сосна веймутова, выдерживают умеренную засуху, при этом нуждаются в хорошем дренаже. Хвойные в контейнерах чаще выращивают одиночно, без каких-либо других растений. Но к ним можно подсаживать и некоторые луковичные, почвопрокровные или однолетники, однако учитывать при этом, чтобы не было слишком сильной конкуренции среди растений за пространство, влагу и свет.

ХВОЙНЫЕ КАК ПОЧВОПОКРОВНЫЕ РАСТЕНИЯ

Среди широкого разнообразия стелющихся, полураспростертых, распростертых и почвопокровных хвойных много таких, которые идеально подойдут к вашему саду, покроют своей нежной хвоей почву и изменят ландшафт. Можжевельник распростертый образует красивый голубоватый ковер. Но он может быть недостаточно густой, чтобы через него не пробивались сорняки. Стелющийся по самой поверхности почвы можжевельник распростертый создает отличное покрытие и на лужайке, и у стены или камня. Однако он очень медленно растет и будет, очевидно, дорогим растением на питомнике. Ему нужно не забыть сделать хороший дренаж. Можжевельник средний 'Пфитцериана Ауреа' — старый и хорошо зарекомендовавший себя культивар мощного роста для таких целей. Путем сочетания форм можжевельников с чешуйчатой и игольчатой хвоей можно добиться разной текстуры, красиво смотрящейся и издали, и на близком расстоянии. Как распростертое хвойное подходит можжевельник канадский. При выращивании можжевельников не забывайте, что мужские и женские особи дадут разный декоративный эффект. В наших условиях одним из любимых фаворитов может стать микробиота перекрестнопарная с глянцевой тонкой чешуйчатой хвоей, которая меняет свою окраску по сезонам года.

Существует несколько общих правил для тех, кто выбирает хвойные для посадки как почвопокровные растения. Узнайте особенность роста и максимальные размеры, прежде чем покупать растения и их сажать. Удостоверьтесь, что нет многолетних сорняков там, где вы собираетесь сажать свои хвойные. Оставьте растениям достаточно места, чтобы они не сомкнулись, скажем, в течение трех-четырех лет. Тем временем вы можете посадить между ними низкие многолетники, чтобы предотвратить от сорняков, или замульчировать землю сосновой корой или другим материалом. Готовьтесь к прополке сорняков или обрезке, если понадобится. Возможно, придется добавить вертикальные формы, чтобы был не один ярус, а создана вертикальная структура. Если у вас только очень ограниченное место, но вы хотите посадить распростертое растение для создания эффекта в углу тропинки, то растение нужно подрезать в раннем возрасте, чтобы улучшить его густоту.

Из некоторых предостережений можно отметить, что стелющиеся формы могут выглядеть как ковер или газон, по которому вы могли бы ходить. Но они неустойчивы к вытаптыванию. Когда хвойные сидят очень густо, внутри них зимой могут прятаться маленькие грызуны, которые могут грызть кору. Следите и удаляйте мертвые ветви следующей весной. А некоторые растения при тесноте и густоте восприимчивы к болезням.

ХВОЙНЫЕ КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТОПИАРНОГО ИСКУССТВА, ДЛЯ СОЗДАНИЯ СКУЛЬПТУР И НЕОБЫЧНЫХ ФОРМ

Как и бонсаи, топиарное растение — это предмет артистического искусства садовника. Это скульптура, созданная из живого растительного материала. Практика его уходит во времена Римской империи. Поначалу кронам деревьев придавали строгую форму архитектурных элементов и геометрических фигур, позднее стало модным изображать животных, птиц, шахматные фигуры. И сегодня много скульптурных растений выращивается в Италии и экспортируется в другие страны Европы. Топиарные сады и такие растения распространены в Великобритании. Большинство крупных садовых центров на Западе предлагают подобные растения к продаже. Используются разные виды растений, но хвойные — неотъемлемая часть то-пиарного искусства.        
                                           
Это прежде всего искусство формирования и специального ухода. Очень важны декоративная подрезка, дизайн и создание различных форм — шаров, пирамид, фигур животных и птиц. В старых школах используются традиционные формы и виды растений. Но искусство развивается, в работу включаются все новые виды растений и другие, нетрадиционные влияния, особенно из Японии. Более крупные растения, такие как деревья сосны, обрезаются так, чтобы показать причудливость их ветвления. Так называемая воздушная обрезка создает формы хвои, напоминающие облака. Сейчас доступен не только японский стиль обрезки и формирования. Практикуется также прием, когда два или три различных культивара прививаются на один подвой. Таким образом, на одном деревце у вас сразу могут расти можжевельник, туя и кипарисовик. Едва ли такая комбинация кажется натуральной, но она причудлива. Все зависит от вкуса садовода.

А многие питомники поступают так. Те растения, что не пользуются покупательским спросом, пускаются в обработку. Они формируются путем специальной обрезки, и при умелой обработке их стоимость резко возрастает. Увеличивается их продаваемость и, соответственно, растут доходы питомника. Это требует относительно небольшого времени и затрат. На питомниках Западной Европы выращивать такие необычные экземпляры и растения топиарного искусства выгодно, и им уделяется большое внимание. Многие шаровидные и плакучие растения прививаются в верхушку на прочный ствол другого хвойного. Это идеальный способ показать, например, плакучее растение. В противном случае оно было бы просто стелющимся. Такие образцы могут быть выращены в контейнерах или в открытой грядке в саду. В странах гораздо более мягкого климата для таких целей часто применяется кедр атласский (Cedrus atlan-tica) и его формы. На северо-западе России выбор намного меньше.

Это новая область садоводства, в которой увлеченные люди экспериментируют с самыми разными растениями и создают неповторимые растительные и ландшафтные комбинации. Может быть, это мимолетное и проходящее увлечение. Но спрос на такие изделия растет. Живые скульптуры пригодны для садов как новых, так и старых, как в городе, так и в деревне. В странах и регионах с подходящим климатом несомненным фаворитом для создания разнообразных эффектов является тис ягодный, хотя могут использоваться и другие виды. Не все из них требуют постоянного внимания, есть и неприхотливые. Как и во всех случаях, важнейшим является выбор и селекция прежде всего тех растений, что надежны и зимостойки именно в этом регионе.



 Из книги:  
Фирсов Г.А., Орлова Л.В. "Хвойные в Санкт-Петербрге". -СПб.: ООО "Издательство "Росток", 2008. - 336 с.

Комментарии

Хорошая, взвешенная статья. Спасибо авторам. В своей работе очень много работаю с хвойными деревьями и кустарниками. Занимаюсь фигурной стрижкой деревьев и кустарников (топиарным искусством) больше 10 лет, 5 лет профессионально. Работаю в Самарском регионе. К сожалению, в нашей стране очень мало мастеров topiary. В основном это энтузиасты. Из общения с коллегами по всей стране, постоянно отслеживая изменения в этой области в России, прихожу к некоторым выводам. Ситуация со стрижкой начала потихоньку меняться. Садовые центры стали привозить стриженые в польских, немецких, чешских питомниках различные формы: «пудели», спирали, шары на штамбе и различные бонсайные формы. Все Топиарное искусство у нас, в основном, сводиться к стрижке шарообразных, кубических и конических форм, а также фигурных живых изгородей. Сложных и крупногабаритных форм практически нет. Первые годы мне было очень сложно убедить клиента в том, что Топиарное искусство в нашем климате возможно. Здесь главное – ментальные вещи. У нас принято насадить как можно больше растений и забыть про них. Даже тривиальная санитарная обрезка плодовых приживается очень тяжело. Культура садоводства оставляет желать лучшего. Всегда жалко лишится каждой веточки. Странная любовь к мучениям растения. Критические замечания соседей подливают масло в огонь. Зато когда видят красиво сформированное дерево во время цветения и плодоношения, ситуация меняется кардинально. В фигурной стрижке результат не всегда виден сразу. Иногда приходится ждать несколько сезонов. Мы не умеем ждать. Слава Богу, мне повезло. Поддержка на городском телевидении, постоянное сотрудничество с питомниками, садовыми центрами и ландшафтными дизайнерами принесли свои плоды. Появились просвещенные заказчики. Очень приятно смотреть на их лица, когда по прошествии недели сад изменил свое лицо. Стал эксклюзивным, не как у соседей. Сформировать растение мало. Необходима постоянная поддерживающая стрижка. С хвойными проще: от одного до двух раз за сезон. С лиственными: до двух раз в месяц. Зато очень большим плюсом является декоративность сада, как летом, так и зимой. В наших условиях, просто выход из унылого состояния сада в период покоя. Более подробную информацию: фото, видео, аудио моих работ в условиях 5A климатической зоны можете почерпнуть на сайте http://topiary63.ru С уважением, мастер топиарного искусства Владимир Ляпчев
Владимир Ляпчев  ( topiary63@mail.ru )   11.03.2010 13:09


Посещений страницы: 79433


Rambler's Top100 Главная страница ЭДСР HumanGarden.ru